10 полезных советов о том, как создавать новое и нарушать правила
0
715117-06-2016
В эпоху сотрудничества человека и машины людям для преуспевания нужны определенные навыки, так называемые метанавыки. К ним относятся: эмпатия — осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, интуиция, видение — системное мышление, умение мечтать — прикладное воображение, умение воплощать — талант к реализации, обучаемость — способность приобретать новые навыки. Для них не требуется высокий IQ. Зато нужна креативность, умение найти правильную идею. Предложенные ниже правила не новы, хотя могут помочь создать нечто новое. Как говорил философ Шопенгауэр: «Талант достигает цели, которой никто больше достичь не может; гений достигает цели, которой никто больше не видит». Итак, желаю вам запустить бесконечный цикл роста креативности: ваше желание будет подстегивать ваше обучение, а обучение — подпитывать желание.
1. Нарушайте правила
Вы, вероятно, слышали о том, что нарушать правила неразумно. А может, слышали и прямо противоположное утверждение: никаких правил не существует, и функция инноваторов заключается как раз в том, чтобы разрушать шаблоны и стереотипы. Какое из этих утверждений верно?
Как ни странно, и то и другое. Это «парадокс гения». Чтобы соблюдать правила креативности, нужно их нарушать. Следуя им, вы их автоматически нарушаете. И все потому, что номер один гласит: «Нарушайте правила».
Правила креативности – не жесткая схема, а примерные принципы, общие модели, которым на протяжении многих столетий следовали художники, ученые и мыслители, создавая свои творения. Вам не обязательно придерживаться этих постулатов, и запоминать их тоже не нужно. Но знакомство с ними расширит кругозор и позволит справиться с любой задачей, требующей максимальной концентрации.
2. Испытайте желание
Прежде чем приступать к осуществлению цели, нужно ее «правильно пожелать». Желание – это разминка перед решением проблемы. Когда вы позволяете своим мыслям бесцельно витать в облаках возможностей, исчезают все ограничения и предубеждения и остается лишь мерцающий след мечты, едва заметный намек на идею.
На этой стадии не нужно ограничивать свою фантазию. Что если невозможное из желаемого вами превратилось бы в возможное? Какое мимолетное желание вы хотели бы воплотить в реальность? Какую будущую проблему вы могли бы начать решать прямо сейчас? Желание позволяет вам выйти за рамки реальности, пусть всего на несколько секунд, чтобы представить будущее, достойное того, чтобы к нему стремиться.
3. Прочувствуйте, прежде чем обдумывать
Не приступайте к планированию немедленно после того, как увидели цель. Учитесь спокойствию и умению прислушаться к себе. К своему недовольному внутреннему голосу. К сосанию под ложечкой. К едва ощутимой тоске. Удержитесь от искушения использовать стандартные подходы к решению сложных задач и революционные – к решению простых. Не начинайте движение, не выделив достаточно времени на то, чтобы разобраться со своими чувствами и обдумать все возможные сложности. В зависимости от природы и масштаба проблемы на это может понадобиться от пяти секунд до пяти дней.
Закройте глаза и погрузитесь в размышления о проблеме. Позвольте ей «высказаться». Представьте, что вы – психотерапевт, а проблема – ваш пациент. Слушайте ее внимательно. Отнеситесь к ней с глубочайшей эмпатией. Раскройтесь перед ней. Не пытайтесь ее решить. Позвольте чувствам вести вас.
4. Ищите то, чего пока нет
Одним из навыков, отличающих лидера от ведомого, является способность видеть то, что могло бы быть, но чего пока нет. То, что уже есть, может увидеть большинство людей. Не нужно иметь волшебные очки, чтобы заметить, насколько популярна среди туристов Эйфелева башня или что миллионы людей готовы переплачивать за чашку кофе в модном месте. А вот чтобы разглядеть то, что еще не создано, волшебные очки пригодятся, ведь то, что отсутствует, по определению невидимо.
Для этого необходимо научиться видеть так называемое негативное пространство. Этот термин используют художники и дизайнеры, когда говорят о пустом фоне рисунка, белом пространстве на странице с текстом, умолчаниях между строками пьесы, паузах между звуками музыки. В мире искусства все это – сознательно используемые элементы композиции. На рынке это расщелины, скрывающие новые возможности.
Ищите новые возможности — во всякой угрозе скрывается потенциальная инновация. Проблема избыточного веса содержит в себе возможность разработки новых видов питания. Глобальное загрязнение окружающей среды вынуждает искать новые источники энергии. Рост безработицы требует развития новых моделей образования. Этот список можно продолжать бесконечно, если вы способны видеть то, чего пока нет.
5. Задавайте вопросы
Выясните, что за проблему вы решаете. Пока вы не оцените характер и масштаб проблемы, над которой предстоит работать, предложенное вами решение будет ошибочным, даже если вам оно кажется верным. Базовые условия – это ограничения проблемы, не позволяющие ей раздуться до бесконечности. Они сужают фокус, задают направление движения.
Вашим первым импульсом может быть желание сразу же начать искать решение сформулированной проблемы. Сопротивляйтесь этому. Будьте любопытны. Задавайте вопросы. Зондируйте почву. На самом деле поначалу у вас может и не быть вопросов. Иногда требуется время, чтобы они появились. Но постепенно вы научитесь принимать задания правильно.
6. Очерчивайте границы проблемы более узко
Главный принцип таков: хорошо структурирован ное описание задачи генерирует энергию, нечеткое — иссушает ее. Креативные люди оказываются в затруднительном положении не потому, что не знают решения, – нет, они не видят проблемы.
Изложите суть проблемы — сделайте это в одном коротком абзаце, а затем укажите ее наиболее вероятные последствия. Перечислите ограничения. Это бюджет? Время? Технологический барьер? Недостаток знаний? Перечислите возможности, таящиеся в проблеме. В каждой проблеме скрыто ее решение. Опишите критерии успеха — добавьте в формулировку проблемы пункт о том, что будет, если вы ничего не станете предпринимать для ее решения.
7. Учитесь мыслить системно
Человеческий мозг любит ситуации «или-или». Мы предпочитаем выбрать А или Б. Да или нет. Простой выбор из двух вариантов дает нам ощущение контроля, в то время как ничем не ограниченный выбор порождает чувство тревоги. Именно поэтому мы стремимся выбирать «между», а не «среди».
По той же причине мы предпочитаем разбивать сложные проблемы на составные части. Концентрироваться на каждой из них легче, чем держать в голове всю проблему целиком. Хотя без понимания целого трудно разобраться, как соотносятся друг с другом его составляющие.
Усложняет дело то, что нам часто мешают эмоции и интуиция – те самые инструменты, на которые мы полагаемся, продираясь сквозь «дебри» возможных решений проблем. К тому же человеческий разум – это скопище предубеждений.
Уравновесить предубеждения может привычка формировать полноценный взгляд на проблему на стадии обдумывания. Посмотрите, как сочетаются части проблемы. Взгляните на сложную ситуацию под различными углами, чтобы заметить скрытые взаимосвязи и неожиданные возможности.
8. Оставайтесь в «логове дракона»
«Логово дракона» – это разрыв между тем, что есть, и тем, что могло бы быть. Это пространство, полное дискомфорта, мрака и сомнений. Большинство людей предпочтут схватиться за первую брошенную им веревку – «что есть», – вместо того чтобы остаться в «логове» и сразиться с «драконом», охраняющим то, что могло бы быть. Но именно там и спрятаны идеи. И гений – это тот, кто готов терпеть дискомфорт и неопределенность, генерируя при этом как можно больше новых идей.
Неразрешенные конфликты, с которыми мы сталкиваемся в «логове дракона», на самом деле являются основными источниками креативной энергии. Разрыв между видением и реальностью порождает творческое напряжение, которое высвобождается только за счет новой идеи. Без творческого напряжения не было бы никакой необходимости стремиться к альтернативной реальности. А неизбежным следствием отсутствия такого напряжения является ситуация «как обычно».
Креативное мышление требует, чтобы вы оставили известное и бросились в неведомое. Это особенно трудно сделать тогда, когда глубоко изучил свою проблему, предмет или отрасль. Известное очень притягательно, оно держит мозг, как магнит.
9. Удивляйтесь сами и удивляйте других
Признак инноваций — удивление. Нет удивления — нет нового. Нет нового — нет интереса. Нет интереса — нет ценности. Соответственно, удивление — критически важный элемент создания ценности за счет инноваций. Первый шаг к удивлению других – удивиться самому. Это может быть чертовски сложно, учитывая то, что ваш разум стремится немедленно выдать готовые ответы на все поставленные вопросы. А тому, что было известно ранее, удивиться невозможно.
10. Оцените, насколько удачна ваша идея
Когда появляется хорошая идея, центр эмоций посылает сигнал телу. Он проявляется в виде нервной дрожи или вспышки, которые говорят вам: случилось нечто экстраординарное. Внезапно мир начинает бешено вращаться, приходят в движение тысячи тумблеров, и возникает долгожданный ответ, таинственно мерцая перед вашим неверящим взором. Умение чувствовать эти сигналы – составная часть креативности.
По материалам книги Марти Ньюмейер «Нарушай правила!»