Херлуф Бидструп о карикатуре, политике, творчестве и экспериментах
11
1938718-04-2011
Помню в детстве у одних наших знакомых был альбом рисунков датского художника Херлуфа Бидструпа (1912-1988). Так вот, когда мы приходили к ним в гости, я сразу же брала в руки эту книгу и с упоением разглядывала эти замечательные картинки, которые мне так нравились. Уже значительно позже я купила себе роскошный четырехтомник работ этого художника. И сейчас время от времени я их с удовольствием просматриваю. Следует отметить, что большинство работ не потеряли своей актуальности до сих пор.
1. Расскажите, как вы начали рисовать?
Я рисую с тех пор, как помню себя. Если только в мои руки попадал карандаш или кусок мела, я тут же начинал рисовать, а порой «рисовал», даже не имея ничего. Помню, что еще маленьким мальчиком я, бывало, по вечерам, когда меня укладывали спать, долго водил указательным пальцем в воздухе, «рисуя» различные фигуры. Многие дети любят рисовать, но меня, как видно, больше, чем других, поощряли к этому. Мой отец — маляр и художник-декоратор — в свободное время усердно занимался живописью. Он был моим первым критиком и учителем. Именно он расширил мой кругозор рассказами о тех странах, где побывал в молодости.
Как и все детские рисунки, мои домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали улыбку. Помню, как я обиделся на моего дядю, который расхохотался, просматривая мои творения, а ведь я трудился над ними, наверно, не менее старательно, чем маститый художник над созданием образа святой мадонны! Мне было тогда лет пять, и я долго размышлял над тем, почему мои рисунки воспринимаются другими совсем не так, как мне бы хотелось.
2. И после этого у вас появились первые мысли о карикатуре?
Да, постепенно я стал понимать, что именно производило комическое впечатление, и часто, уже вполне сознательно, рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех — мой союзник. В школьные годы я еще больше развил в себе эту способность и иногда развлекал учеников и преподавателей, делая наброски на большой классной доске. Рисуя портреты школьных товарищей и учителей, я понял разящую силу удачной карикатуры.
3. Что такое, по-вашему, карикатурный рисунок?
Карикатура означает преувеличение, но чаще всего она понимается как искажение. Я, однако, никогда не искажал действительность, но часто пользуюсь карикатурой как способом преувеличения. Она должна создать у зрителя такое же сильное впечатление, какое изображенный произвел на рисующего. Острота восприятия рисунка, сделанного черным штрихом на гладком листе белой бумаги, да еще в значительно уменьшенном виде, естественно, слабее впечатления от действительности, значит — потерянное должно быть восполнено другим способом.
Карикатуристу постоянно следует учитывать, что изображение должно походить на оригинал больше, чем даже фотография. Если карикатура не удалась, если стрела не попала в цель, то это уже не карикатура. Рисовать карикатуру трудно. Здесь не помогут ни линейка, ни угольник, и, пожалуй, поэтому многие промахи художника зачастую объясняют так: «Это же всего-навсего карикатура, она не должна походить на оригинал».
4. В ваших работах присутствует много политики. Почему?
Время моих занятий в Королевской Академии художеств совпало с обострением политического положения в мире. Поджог рейхстага в Берлине, приход Гитлера к власти, антифашистское движение — все это не могло не интересовать даже нас, занимавшихся столь далекими от настоящей жизни делами, как сочетание красок на четырехугольном куске холста. И хотя проблемы живописи казались нам самыми важными, мы живо обсуждали международные события.
5. Как вы относитесь к экспериментам в творчестве?
Я совсем не против экспериментов. Экспериментальный опыт может привести к обновлению старых, банальных способов изображения, становящихся однообразными и поэтому теряющих силу воздействия. Однако самое главное — насколько ясно выражена идея произведения, мысль художника.
6. Расскажите о вашем самом необычном художественном опыте?
Cамая необычная работа выпала на мою долю, когда мне пришлось выступать в одном из копенгагенских ревю. За десять минут я рисовал десять карикатурных изображений известных копенгагенцев на голых спинах танцовщиц, пока они переодевались к следующему номеру. Во время танца девушки поворачивали разрисованные спины к зрителям, которые могли любоваться тем, как оживают мои карикатуры, как они гримасничают в зависимости от движений спин и лопаток танцовщиц. Этим родом «живописи» я занимался ежевечерне в течение двух месяцев.
7. Когда вы почувствовали, что становитесь востребованным художником?
В мою бытность работы газетным художником я поместил в нескольких воскресных номерах газеты рисунки-рассказы без слов. Они имели успех, читатели выразили желание, чтобы их публиковали каждое воскресенье. Благодаря этим сериям меня попросили остаться в газете и после того, как вернулся постоянный художник. Вскоре мои юмористические рисунки стали печатать газеты других скандинавских стран. Потекли гонорары, и я смог купить себе автомашину и домик для родителей. Итак, лично для меня все складывалось наилучшим образом.
8. Вы сразу нашли свой стиль в рисунке?
Когда я сделался газетным художником, передо мной встала проблема: как рисовать? В наш век индивидуализма каждый художник стремится прежде всего найти свой индивидуальный «почерк», для чего прибегает к помощи особых завитушек. Я же решил не предпринимать подобных усилий, а, наоборот, придавать своим рисункам по возможности безличный характер, рисовать, так чтобы читатели любого возраста могли понять нарисованное. Мою форму определяли тема рисунка, газетная полоса, а также те люди, для которых я работал. Я добивался того, чтобы толщина штриха гармонировала с характером шрифта газетной полосы, чтобы рисунок и набор представляли собой единое целое.
9. Ваши рисунки похожи на раскадровку фильма. Это случайно?
Мои юмористические серии рисунков я строю всегда так, чтобы их можно было «читать» слева направо, как читают газеты. В ходе этого рассказа без слов я стараюсь изобразить действующих лиц таким образом, чтобы они предстали перед зрителем, как в кадрах кинопленки. Из рисунка в рисунок я передаю движение фигурок. Это оживляет их.
10. Где вы черпаете идеи для своих работ?
Темы юмористических рисунков я чаще всего черпаю из повседневной жизни. Мои дети, так же как и воспоминания моего собственного детства и тогдашних представлений, естественно, стали поводом для создания многих серий детских рисунков. Со временем не осталось, пожалуй, такой темы, которой я бы не касался, хотя отсутствие текста несколько ограничивает выбор. Зачастую сюжетом для моей сатиры были высокомерие, тщеславие, неблагодарность, любопытство и т.п.
PS. Постовой. Если вас интересует детская одежда оптом от производителя, то компания ARISTA поможет вам в этом вопросе. На сайте http://www.aristaopt.ru/ вы найдете все подробности и контакты.
Комментариев 11 комментариев
@Womtec:
А-а, знакомая картинка! Все так тонко подмечено. Спасибо за ссылку на сайт ))
Очень интересные работы. Спасибо Наташа)))
@Елена:
Согласна, Бидструп уникальный человек )))
Один из моих любимейших художников! В детстве часами просмотривала книгу с его рисунками. И до сих пор для меня Бидструп — эталон скорости и точности рисунка. А еще поражает лаконичность его иллюстраций.
Давно знаком с его творчеством. Есть несколько выпусков книг с его работами + большая толстая книга с рассказами об авторе, биографией и работами.
@Александра:
Вот и у меня воспоминания из детства как часами рассматривала книжку ))
@Александр-HIMиk:
У меня теперь есть четырехтомник его работ. Одна из любимейших книг ))
У меня дома большая коллекция альбомов, и один из любимых с детства это большая книга с карикатурами Бидструпа. Он просто гениален.
@Злата:
Я смотрю у многих в детстве эта книга была ))
Отличные карикатуры. Люблю иногда просматривать подобные картинки.
Бидструп гениален. Одна из самых любимых карикатур — распространение заразы.
P.S. Сайт с его творчеством — herluf-bidstrup.ru